10 способов повысить мотивацию сотрудников
Рассказываем, какие методы стимулирования персонала подходят для малого бизнеса.
Рассказываем, какие методы стимулирования персонала подходят для малого бизнеса.
Предпринимателям может казаться, что мотивация сотрудников — это дорого для небольшого бизнеса. В крупных компаниях на это есть ресурсы, а в малых бюджет ограничен. Однако стимулирование работников необязательно должно быть дорогостоящим. Вот несколько доступных и эффективных методов мотивации персонала, которые не потребуют больших затрат, но положительно отразятся на показателях малого бизнеса.
Первое, на что нужно обратить внимание предпринимателю, — закрыты ли базовые потребности сотрудников. Вот что можно сделать, чтобы работать было удобнее:
Обеспечивайте необходимым для труда и отдыха. Оформите обеденную зону с микроволновкой и холодильником, поставьте кулер с водой, чтобы сотрудник мог перекусить и отдохнуть. Не забудьте и про рабочие места. Например, если вы руководите салоном красоты, убедитесь, достаточно ли места для хранения инструментов и уходовых средств, хорошо ли работает освещение. Позаботьтесь об удобном кресле, в котором мастер может отдыхать в перерывах между клиентами.
Давайте полноценно отдыхать. Не претендуйте на личное время ваших работников и сократите количество переработок. Не нагружайте часто задачами, которые нужно выполнять в личное время, будь то подготовка материалов или обучение. В салоне красоты, к примеру, не стоит просить одного и того же мастера работать допоздна. Так он быстро выгорит и станет хуже выполнять работу.
Разрешайте отгулы по болезни. Если работник плохо себя чувствует, но не нуждается во врачебной помощи, пусть отдохнёт дома без оформления больничного листа. Например, если администратор салона простудилась, пусть у неё будет возможность восстановиться дома пару дней без потери зарплаты. Это не сильно отразится на бюджете компании, а коллега почувствует, что о ней заботятся.
Предлагайте удалённый или гибридный формат работы. Если задачи позволяют, не привязывайте сотрудников к офису, дайте им возможность выполнять работу без обязательного высиживания часов. Это поможет работникам сосредоточиться на результатах, а не на времени, проведённом в офисе. Допустим, SMM-специалисту достаточно приходить в салон раз в неделю, чтобы снять контент. А монтировать видео, обрабатывать фотографии, делать посты и общаться с подписчиками он умеет в удалённом формате. Оперативные рабочие вопросы SMM-специалист может обсуждать с руководителем по видеосвязи.
Один из удобных способов легко связываться с коллегами на удалёнке — Яндекс Телемост. Это платформа для видеозвонков без ограничений по времени и с записью разговора. Создайте трансляцию в один клик и подключайтесь без регистрации.
Обратная связь покажет сотрудникам, что их работа ценится и приносит нужные результаты. Это станет дополнительным стимулом для продуктивной работы.
Хвалите за успехи и достижения. Важно это делать искренне и конкретно, выделяя конкретные примеры успешной работы. Учитывайте особенности характера разных сотрудников: кому-то комфортнее прочитать сообщение в мессенджере, чем быть звездой на собрании. Например, можно открыто поблагодарить парикмахера, который эффективно ведёт свои соцсети и привлекает клиентов в салон.
Помогайте работать над ошибками. Развёрнутая обратная связь о проделанной работе — это ещё один способ нематериального стимулирования. Фидбэк подсказывает, как человек может исправить свои ошибки. Например, руководитель салона красоты может подсказать мастеру, как лучше разрешить конфликт, если клиент недоволен качеством услуги. Такая обратная связь приободрит коллегу и поможет ему в работе.
Поощряйте материально. Введите премии за выполнение конкретных показателей, за личные достижения или надбавку за выслугу лет. Например, в салоне красоты администратора можно поощрить, если он продал больше дополнительных услуг и уходовой косметики, чем в прошлом месяце. А если мастер работает на ваш бизнес уже больше трёх лет, можно повысить ему зарплату на 5–10%.
Договаривайтесь о скидках для ваших сотрудников. Найдите компании, которые готовы дать корпоративные скидки в обмен на клиентов. Для вас это не будет стоить денег, а ваши сотрудники почувствуют, что о них заботятся. Не забудьте уточнить у работников, что им нравится и в чём они нуждаются. Например, салон красоты может договориться с фитнес-клубом, чтобы мастерам дешевле продавали клубные карты.
Для многих работников развитие профессиональных навыков, карьерный и личностный рост — ключевые факторы на работе. Как мотивировать таких сотрудников:
Давайте возможность расти. Позволяйте сотрудникам примерять новые обязанности и должности. Так специалист сможет проявить себя и раскрыть новые таланты. Например, опытный стилист может стать наставником и проводить мастер-классы для коллег.
Показывайте сотрудникам, как они могут развиваться в профессии. Помогайте своим сотрудникам повышать квалификацию. Это потребует от вас вложений, но они окупятся благодаря более высоким результатам. Сотрудникам салона красоты можно предложить пройти курсы, чтобы научиться оказывать новую услугу. Это увеличит как их доход, так и заработок салона.
Помните: главное во всех перечисленных методах — забота о работнике. Чтобы найти работающие способы мотивации, спросите сотрудников напрямую об интересах, пожеланиях и постарайтесь их учесть. Больше советов по выстраиванию эффективной системы мотивации вы найдёте в статье.