Что такое бенефиты и как их использовать на благо компании: решение для руководителей, которые хотят снизить текучку
Путёвки, компенсации, ДМС и ещё несколько способов сделать сотрудников счастливее.
Путёвки, компенсации, ДМС и ещё несколько способов сделать сотрудников счастливее.
Когда пекарня теряет технолога, а автосервис — мастера цеха, часто причина не только в зарплате. Сотрудники уходят туда, где о них заботятся. Делать это помогают бенефиты, с ними работа в вашей компании станет более привлекательной.
Бенефиты — это дополнительные бонусы, которые сотрудник получает помимо зарплаты. Например, малый бизнес может организовать бесплатный обед и служебный транспорт для персонала, предложить скидки на свои продукты или партнёра. Компания, которая на рынке давно и развивается стабильно, может оформлять сотрудникам ДМС и выдавать путёвки в санатории. Бенефиты помогают работодателю:
Например, детский развивающий центр ввёл для педагогов дополнительный выходной, который можно взять раз в месяц. Текучка кадров снизилась: опытные сотрудники перестали увольняться, а новички охотнее приходят на работу.
Система бонусов для сотрудников включает разные сферы:
Здоровье
Физическая активность
Гибкость рабочего графика и удалёнка
Обучение и развитие
Финансовая поддержка
Комфортная среда
Социальные связи
Дополнительные возможности
Современные корпоративные бонусы выходят за рамки ДМС и бесплатных обедов. Компании стараются учесть образ жизни, интересы и психологическое здоровье сотрудников. Четыре ключевых тренда:
Персонализация
Вместо одинаковых для всех условий компания предлагает сотрудникам выбирать. Например, молодой специалист может выбрать бесплатные курсы по профессии, а сотрудник с детьми — компенсацию оплаты детского сада.
Ментальное благополучие
Чтобы избежать выгорания сотрудников, компании организуют индивидуальные консультации с психологом, проводят групповые тренинги по профилактике стресса, обучают держать баланс работы и отдыха.
Здоровье
Компании договариваются с лабораторией о корпоративной скидке на анализы или приглашают медиков в офис — проводят экспресс-диагностику сахарного диабета, гипертонии и других заболеваний. Поощряют здоровый образ жизни, например дают дополнительные дни отпуска за отказ от курения или бонусы за регулярные занятия спортом.
Прежде чем внедрять бенефиты, изучите возможные финансовые и технические сложности.
Налоговые особенности
Подарки и материальная помощь до 4 000 руб. в год не облагаются НДФЛ. Всё, что больше этой суммы, необходимо включать в налоговую базу. Чтобы избежать ошибок, заранее обсудите детали с бухгалтером.
Сложности с удалёнными сотрудниками
Удалённые сотрудники не могут пользоваться некоторыми льготами: столовой, корпоративным транспортом. Продумайте для них альтернативные варианты. Например, компенсируйте расходы на домашний офис — сделайте разовую выплату на организацию рабочего места. Или каждый месяц оплачивайте интернет.
Чтобы бенефиты работали, нужна система, которая учитывает специфику вашей компании. Создать её помогут три ключевых шага: понять потребности сотрудников, рассчитать бюджет и донести ценность бенефитов до каждого члена команды.
Узнайте потребности сотрудников
Создайте опрос и попросите коллег его пройти. В Яндекс Формах анкета может выглядеть так:
Автоматизировать опрос поможет бот в Яндекс Мессенджере. Он разошлёт сотрудникам вопросы и не даст про них забыть.
Читайте также: Как бот в Яндекс Мессенджере решает рутинные задачи HR, бухгалтерии и менеджеров
Рассчитайте бюджет
Определите, какую сумму компания готова выделить на бенефиты, посоветуйтесь с бухгалтером. Начните с малого, необязательно сразу оплачивать всем ДМС. Например, даже бесплатные обеды в столовой или компенсация проезда до работы позволит сотрудникам почувствовать заботу.
Выберите модель
Плюс: такой подход прост в организации и понятен сотрудникам. Минус: он не учитывает индивидуальных потребностей работников, а часть бонусов остаётся невостребованной.
Например, в дизайн-студии внедрили единый пакет бенефитов: компенсацию обедов в столовой и абонемент в бассейн. Молодой дизайнер живёт в соседнем доме и предпочёл бы вместо компенсации обедов оплату профессиональных курсов. А менеджер проекта, мама двоих детей, не может ходить в бассейн из-за нехватки времени, но не отказалась бы от оплаты детского сада. Компания постаралась и внедрила бенефиты, но часть сотрудников ими не пользуется и чувствует, что их потребности не учитывают.
Плюс: в отличие от единого пакета, эта модель позволяет учесть интересы разных сотрудников. Минус: «кафетерий» сложнее организовать, работникам понадобится инструкция, чтобы в нём разобраться.
Соберите информацию в одном месте
Создайте документ, в котором опишите все бенефиты и условия, кто их может получить и как это сделать. Например, оформите страницу в Яндекс Вики, ваши коллеги смогут зайти на неё по ссылке.
Расскажите коллегам о бенефитах
Даже продуманные бенефиты не сработают, если сотрудники о них не знают или не понимают, как ими пользоваться. Рассказывать о льготных программах нужно регулярно и разными способами.
Начните с общего собрания, где представите все варианты поддержки и ответите на вопросы. Затем закрепите информацию в рабочих чатах — отправьте краткое описание бенефитов. Периодически напоминайте о льготах, например в рассылках по электронной почте.
Читайте также: Как запустить рассылку в Яндекс Почте на сотрудников или клиентов
Ещё один эффективный способ — назначить ответственного, который поможет коллегам разобраться в программах. Новичков сразу познакомьте с системой бенефитов и объясните, какие льготы им положены.
