Что такое диверсификация и как она помогает снижать риски
Разобрались, почему диверсификация — хороший способ обезопасить бизнес.
Разобрались, почему диверсификация — хороший способ обезопасить бизнес.
Диверсификация — это один из способов снизить риски и защитить компанию от изменений на рынке и негативных для компании факторов. С её помощью также можно увеличить прибыль и повысить конкурентоспособность. В статье рассказываем, какие виды и методы диверсификации существуют и чем они полезны для бизнеса.
Диверсификация — это стратегия, при которой предприниматели и компании вкладывают ресурсы в разные активы, что позволяет им снизить риски.
Например, предприниматель открыл туристическое агентство. Однако весной и осенью люди ездят на отдых меньше, и прибыль падает. Чтобы исправить ситуацию, предприниматель может организовать интересные экскурсии по городу или параллельно начать деятельность в другой сфере.
Диверсификация позволит бизнесу:
Однако у диверсификации бизнеса есть и недостатки:
Существует три наиболее распространённых типа диверсификации.
Диверсификация производства. Это развитие разных видов производства за счёт ресурсов компании. Примером такой диверсификации может быть расширение ассортимента продукции.
Например, салон красоты запустил продажи косметических средств или юридическая компания, которая работала с ИП, начала оказывать услуги и ООО.
Диверсификация бизнеса. Предприниматель или организация открывает один либо несколько бизнесов в другой сфере.
Например, владелец сети кофеен решил открыть свою службу доставки — теперь ему не нужно привлекать третьих лиц. Кроме того, он может доставлять не только свою продукцию, но и брать заказы со стороны.
Диверсификация цен — это формирование ассортимента товаров и услуг в разных ценовых категориях. Бизнес сохраняет баланс дорогих и доступных продуктов, чтобы охватить большую аудиторию.
Например, магазин бытовой техники продаёт пылесосы экономкласса и дорогие модели. Это позволяет привлекать больше покупателей, а значит, увеличивать прибыль.
В зависимости от характера бизнес-процессов выделяют связанную и несвязанную диверсификацию.
Связанная диверсификация — это развитие новых направлений бизнеса, наиболее близких к тем, которые уже есть у компании. Например, кофейня начинает продавать не только выпечку, но и супы и салаты.
Несвязанная диверсификация — развитие ассортимента или новых областей, которые не связаны с существующими направлениями бизнеса. Например, книжный магазин поставил в зале автомат с газировкой или киоск, в котором продаются очки.
Диверсификация также бывает вертикальная, горизонтальная, концентрическая и конгломератная.
Горизонтальная. Бизнес расширяет уже существующее производство или линейку товаров. Обычно новый продукт рассчитан на ту же целевую аудиторию. Например, салон красоты начинает оказывать услуги не только для женщин, но и для мужчин. Такая модель позволяет увеличить прибыль без больших затрат на развитие.
Вертикальная. Производство продуктов и услуг на предыдущей или следующей ступени производственного процесса. Например, производитель бытовой техники начинает выпускать для неё комплектующие. Такая стратегия помогает уменьшить зависимость от третьих сторон, контролировать качество продукта на каждом этапе производства и управлять продажами.
Концентрическая. Бизнес продаёт товары или услуги, которые дополняют его основной ассортимент. Например, магазин, который торгует колбасной продукцией, запускает продажу мясных полуфабрикатов. Такой вид диверсификации позволяет максимально использовать производство и ресурсы компании за счёт расширения ассортимента или направлений бизнеса.
Конгломератная. Компания расширяет свою деятельность за счёт ещё одного направления, которое никак не связано с основным и имеет разные рынки сбыта. Например, владелец сети автомастерских открывает ателье или event-агентство. Это позволяет бизнесу снизить риски в случае непредвиденных ситуаций.
Выделяют три основных метода диверсификации:
При выборе метода нужно исходить из специфики деятельности компании, её возможностей и текущей ситуации на рынке.
Адаптация. Для открытия нового направления бизнеса используют ресурсы, которые уже есть у компании или предпринимателя. Это позволяет минимизировать затраты на запуск: рынок сбыта уже сформирован, а контакты с поставщиками налажены.
Например, фабрика, которая производила мебель для кухни, расширяет ассортимент и запускает выпуск диванов и кроватей.
Экспансия. Расширение ассортимента за счёт новых продуктов, которые позволят увеличить прибыль. Например, логистическая компания, которая занималась перевозками по югу России, выходит в новые регионы.
Объединение. Организации объединяют ресурсы, чтобы выйти на новый рынок, оказывать клиентам более широкий спектр услуг или снизить стоимость продукта.
Объединение бизнесов может быть в форме слияния, поглощения или присоединения.
Например, две сети по продаже электроники и бытовой техники могут объединиться, чтобы расширить аудиторию.