Что такое интеллектуальная собственность и как её защищать
Разбираемся, как бизнесу уберечь идентичность и разработки от незаконного использования.
Разбираемся, как бизнесу уберечь идентичность и разработки от незаконного использования.
У любого бизнеса есть интеллектуальная собственность: фирменное наименование, логотип, дизайн упаковки, промышленный образец, статья в блоге. Когда сторонняя организация без разрешения присваивает какой-либо актив, владелец собственности теряет не только деньги, но и репутацию. Чтобы этого не произошло, важно знать, как защитить свои интеллектуальные права.
Это результат умственной и творческой деятельности человека. Например, фирменный логотип бренда, уникальное изобретение, приложение для смартфона или дизайн сайта компании.
Чужие разработки и творчество нельзя использовать без разрешения: за это грозит гражданская, уголовная или административная ответственность. Нарушителей могут оштрафовать на сумму до 5 млн руб. или в размере двойной стоимости лицензии на покупку авторских прав, а в некоторых случаях юридическое лицо могут даже принудительно ликвидировать.
Как и обычную собственность, интеллектуальную можно купить, продать или «сдать в аренду» — предоставить право использования. Например, товарный знак за определённую плату франчайзи передают во временное использование покупателям франшизы.
Все объекты интеллектуальной собственности, которые охраняются законом, перечислены в статье 1225 ГК. Ниже — список активов, которыми может владеть бизнес:
Отмечают пять основных видов:
1. Авторские права. Автоматически появляются у человека после создания произведения: музыкального, изобразительного, литературного. Автор может передать возможность использовать результаты своего труда для нужд бизнеса. Для этого в договорах с сотрудниками и подрядчиками указывается, что исключительные права на результаты творческой деятельности переходят компании.
Пример. Все персонажи мультфильма «Смешарики» имеют правообладателя, поэтому использовать их в своём бизнесе без договора нельзя.
2. Смежные права. Они возникают, когда автор передаёт право на использование своего произведения другим лицам. В бизнесе смежные права распространяются на фонограмму, воспроизведение в эфире радио- и телепередач. Также к ним относят права на произведения науки, литературы и искусства, которые обнародованы после их перехода в общественное достояние.
Пример. Фортепианный концерт Бетховена может быть исполнен в концертном зале без лицензионных отчислений правообладателю, поскольку композитор умер и все его произведения стали всеобщим достоянием. Однако исполнители такого концерта (пианист и оркестр) будут пользоваться смежными правами в отношении своего исполнения концерта или его записи.
3. Патентное право. У бизнеса возникает такое право, если получить патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец в Роспатенте. Время действия патента ограниченно, максимально он может действовать 20 лет. В течение этого срока никто не имеет права использовать подобную конструкцию в коммерческих целях.
Пример. В 2021 году компания Sony зарегистрировала патент для своего VR-шлема. Согласно документу, устройство включает в себя семь внешних камер для эффекта сквозного просмотра. После получения патента ни одна другая компания не сможет производить шлемы виртуальной реальности, используя ту же технологию, что и Sony.
4. Право на средства индивидуализации. Это права на маркетинговые обозначения: товарные знаки, фирменные и коммерческие наименования, логотипы и так далее.
Пример. У компании Яндекс узнаваемый бренд, который состоит из ярко-красного цвета, логотипа, названия, доменного имени, а также из сочетаний этих элементов. Компания использует элементы бренда в договорах, на сайте, промостраницах, рекламных вывесках и так далее.
5. Права на секреты производства. Распространяются на всю информацию, связанную с производственной деятельностью. Обладателю секрета изготовления продукции принадлежит исключительное право его использования и распоряжения любым способом, который не нарушает закон.
Пример. Компания Coca-Cola сохраняет рецепт своего напитка в тайне уже более 150 лет.
Иногда конкуренты намеренно используют чужие наработки и контент. Чтобы не допустить этого, владельцу бизнеса нужно использовать следующие способы защиты интеллектуальной собственности:
Выполнив все эти действия, в случае обнаружения плагиата или незаконного использования среди конкурентов, бизнесу будет легче защитить свою собственность. В большинстве случаев будет достаточно досудебной претензии для урегулирования спора, а если это не поможет — можно смело подавать иск против нарушителя в суд.
К принципам управления интеллектуальной собственностью относятся: