Что такое матрица Эйзенхауэра и как применять её в тайм-менеджменте
Рассказываем, как матрица помогает расставить приоритеты и навести порядок в задачах.
Рассказываем, как матрица помогает расставить приоритеты и навести порядок в задачах.
Рабочий распорядок, который напоминает бег в колесе, отнимает много сил и провоцирует выгорание. Чтобы избежать неприятных последствий, нужно приоритизировать задачи и избавиться от бесполезных дел. В этом поможет матрица Эйзенхауэра. Рассказываем, что это за инструмент, как его применять и какие нюансы важно учитывать.
Матрица Эйзенхауэра, или матрица приоритетов, — это методика, которая помогает оценить актуальность задач и ранжировать их по степени важности и срочности. С этим инструментом можно найти в расписании дела, которые не приносят пользы и съедают время.
О методике подробно писали эксперт по тайм-менеджменту Лотар Зайверт и коуч Стивен Кови. Своё название она получила в честь 34-го президента США и его цитаты «У меня есть два типа проблем: срочные и важные. Срочные не важны, а важные — всегда несрочные». Так он случайно сформулировал логику этой методики, но сам ею никогда не пользовался.
Матрица — это квадрат, поделённый на четыре части. Каждая из них имеет две характеристики — важность и срочность:
По этим областям распределяются задачи. Первым по значимости считается сектор А, далее приоритетность убывает. В области D находятся самые «несерьёзные» дела.
Чтобы извлечь максимум пользы из матрицы Эйзенхауэра, надо разобраться, что считать важным и срочным, и привить себе привычку работать по этой методике. Рассказываем, что для этого нужно сделать.
Определите цели и ценности. Это необходимо, чтобы разграничить важные и не важные задачи.
Когда человек опирается на свои ценности, он живёт и работает осмысленно, а достижения приносят ему радость — без этого мотивация будет падать. Определить свои ценности можно с помощью трёх вопросов:
Когда вы хорошо изучили свои ценности, становится проще ставить цели. Они становятся направлением, в котором идёт ваше профессиональное и личное развитие, или пунктом назначения, до которого вы хотите «дорасти». Цель должна быть чёткой и достижимой. Методика SMART поможет правильно её сформулировать.
Проанализируйте свою деятельность за прошлый период. Нужно собрать дела за прошедший месяц и проанализировать, задачами какого типа вы чаще всего занимались. Также оцените, сколько времени вы тратите на каждый сектор.
Ранжировать активности следует так:
Анализ покажет, из чего состоит ваше расписание и как вы привыкли им распоряжаться. На этом этапе вы можете обнаружить перекосы в вашей матрице приоритетов.
Анализируем заполненную матрицу. Доминирование того или иного сектора говорит о наличии разных проблем.
Распределяем текущие задачи и внедряем необходимые изменения. После анализа прошлого периода можно заполнять матрицу актуальными задачами и корректировать найденные перекосы.
Составьте план на неделю/месяц и старайтесь его придерживаться. Попробуйте разные способы планирования — сперва делать А, а потом В и С или выделить время на В, а в промежутках делать остальные задачи.
Хвалите себя, если получается хоть немного оптимизировать своё расписание и добиться небольших результатов.
О чём важно помнить. Матрица Эйзенхауэра — универсальный, но всё-таки не всемогущий инструмент. Вот почему:
Если вам удобно, матрицу можно рисовать в блокноте. Но чтобы инструмент был более гибким, лучше использовать цифровые инструменты. Рассказываем о нескольких.
Таблицы в Яндекс Документах — можно сделать вкладки по месяцам и составлять графики продуктивности.
Яндекс Концепт — в нём можно использовать шаблоны, добавлять комментарии и совмещать матрицу с другими дашбордами и схемами при необходимости.
В рабочих сервисах часто используют маркировку задач под матрицу — присваивают определённый цвет каждому сектору. Там же можно настроить напоминания по задачам.