Как сисадмину оставаться востребованным в эпоху облачных технологий

Какие новые навыки нужно прокачивать сисадмину, чтобы помогать бизнесу.

24.04.2024
Как сисадмину оставаться востребованным в эпоху облачных технологий
Роман Даскал, руководитель группы развития B2B-направления Яндекс 360, в начале своей карьеры работал системным администратором. Для профессионального развития ему, как и другим специалистам этого профиля, пришлось учиться новому. Роман рассказал, как на это повлияли облачные технологии и какие задачи сейчас выполняет сисадмин.

Вместе с развитием технологий меняется и суть профессии системного администратора. Раньше такой специалист отвечал за «железо» и сам «собирал» из компонентов IT-решения для бизнеса. Теперь же не всегда обязательно разбираться в технических нюансах — важнее понимать, как концептуально должен быть устроен виртуальный офис, и знать ассортимент доступного оборудования и сервисов.

Новые потребности бизнеса

В бизнес-среде сохраняется тренд на цифровизацию. Компании используют новые технологии, чтобы упростить рабочие процессы и повысить их эффективность:

  • Автоматизировать рутинные операции: сбор и распределение заявок, ответы на частые вопросы, анализ больших объёмов данных.
  • Найти возможности для развития продукта. Например, запустить интернет-магазин для повышения узнаваемости и продаж товара.
  • Поддерживать контакт с клиентами. Форма на сайте или бот в мессенджере позволяют наладить сбор обратной связи.
  • Позаботиться о сотрудниках: обеспечить их удобными инструментами для работы.

С решением каждой из задач может помочь системный администратор.

Я чётко помню момент своей карьеры, когда понял, что пора выходить за рамки стандартных скилов сисадмина и осваивать что-то новое. Тогда я работал в компании, перед которой стояла задача построить внутреннюю систему управления материальными ресурсами. Для стабильной работы необходимо было правильно распределить технику по проектам, убедиться, что не будет наслоения в бронировании и подготовке, учесть время на транспортировку до локации, отработку на месте и возвращение обратно.

Как сисадмину мне нужно было разработать эффективную технологию и обучить других, как правильно планировать распределение ресурсов в информационной системе и решать возникающие конфликты. Из работника с «железом» я превратился в консультанта, который разрабатывал и внедрял практики решения конкретных бизнес-задач с помощью софта.

Влияние облачных технологий на работу системных администраторов

Поворотным моментом для специалистов стало появление на рынке больших вендоров, которые предлагают готовые решения по модели SaaS. Локальные системы требовали настройки и постоянного контроля — именно этим занимались сисадмины. Облачные сервисы во многом оказались выгоднее для бизнеса, чем собственная инфраструктура. Их проще протестировать и интегрировать в работу: инструменты находятся в одном месте и связаны между собой.

Казалось, системным администраторам осталось только поддерживать стабильную связь с интернетом, чтобы сервисы были доступны. Это существенно уменьшало их значимость для компаний. Однако вендоры стали активно вкладываться в переквалификацию сисадминов: специалисты начали постепенно погружаться в бизнес-процессы.

Яндекс 360 для бизнеса 1
Узнайте о сервисах для бизнеса

Возможности, которые появились у сисадминов с распространением облаков

Облачные технологии открыли системным администраторам дополнительные возможности для профессионального развития. Чтобы перестроиться, важно было понять, что оборудование само по себе не решает проблему, — её решает набор сервисов с определённым функционалом и сценариями использования.

Например, с помощью правильно подобранных облачных сервисов системный администратор может помочь компании закрыть ряд конкретных задач:

Модернизация документооборота. Обычно документ проходит несколько кругов правок в редакторе, а потом на финальной версии ставят визу и гриф согласования. Если сразу прикреплять к каждому файлу чат, то в нём можно будет оставлять комментарии и обсуждать возникающие вопросы. А ещё так сохранится история согласования документа — при необходимости легко вернуться к прошлым версиям.

Автоматизация бизнес-процессов. Например, можно настроить обработку заявок на отпуска в Яндекс Трекере: сотруднику достаточно заполнить специальную форму, чтобы его планы по датам отобразились в общем календаре. Кадровому отделу не придётся вручную просматривать, сортировать и сводить графики — благодаря сервису процесс станет более простым и прозрачным. Настроить такой сценарий может системный администратор.

Ещё один пример — работа с 1С. В организациях в 1С обычно формируют зарплатные листки. У сотрудников должна быть возможность посмотреть, каким образом было произведено начисление заработной платы. Сисадмин может связать 1С с Яндекс Почтой, чтобы рассылки приходили автоматически по запросу и бухгалтер не занимался этим вручную.

Использование ботов в корпоративном мессенджере позволяет анализировать текст, который отправляют участники чатов, и обрабатывать его соответствующим образом — например, удалять нежелательные сообщения. Также с помощью ботов можно осуществлять интеграцию с различными информационными сервисами — как облачными, так и локальными. При этом получится учитывать и использовать контекст запроса пользователя.

Обеспечение безопасности. Если компания делает свой продукт — корпоративную почту или внутренний портал, — она сама отвечает за его безопасность. Но если взять готовое решение, этот момент полностью переходит под ответственность вендора. Задача сисадмина — найти подходящее решение и повлиять на выбор руководителя.

Пример опции, которая влияет на безопасность, — это аудит логов отправляемой и получаемой почты или загрузки и удаления файлов в облачном хранилище. Важно, чтобы была возможность автоматизировать процесс получения и обработки таких данных и своевременно реагировать на определенные события.

Подведём итог: как специалистам адаптироваться к изменениям

Системный администратор больше не ограничен рамками одной организации: теперь он должен быть в курсе того, что происходит на рынке технологий и IT-решений для бизнеса. Тогда он будет первым человеком внутри компании, к которому придёт бухгалтер, юрист или генеральный директор с новой задачей. Если специалист сможет отрабатывать такие запросы, его ценность только вырастет.

Поделиться

Яндекс 360

Рекомендуемые материалы