Как создать базу знаний для распределённой команды? Советы для бизнеса
Разобрались, для чего нужна база знаний и в каком сервисе её можно создать.
Разобрались, для чего нужна база знаний и в каком сервисе её можно создать.
Потеря данных, ошибки в заполнении документации и сложности в адаптации новых сотрудников — проблемы, с которыми часто сталкивается удалённая команда. Из-за них скорость и качество работы сотрудников падает, а эффективность бизнеса снижается. Чтобы наладить внутренние процессы и настроить быстрый обмен информацией, важно организовать внутреннюю базу знаний с удобной структурой. Рассказываем, как это сделать.
База знаний — это онлайн-библиотека, которая доступна всем членам команды. В ней хранится информация о продукте, услуге, отделах или процессах.
База знаний помогает:
Узнайте у членов команды, какими материалами они пользуются чаще всего и на какие задачи тратят много времени из-за отсутствия структурированной информации. Например, сотрудникам может не хватать актуального гайда по работе с CRM: многие из них путаются в настройках и теряют данные о клиентах. Материалы, которые решат актуальные проблемы, загрузите в первую очередь.
Важно, чтобы сервис для вашей базы знаний отвечал основным требованиям:
Например, создать удобную базу знаний для удалённой команды можно в Яндекс Вики. Сервис позволяет хранить любую информацию, которая нужна сотрудникам для работы: памятки, полезные ссылки и контакты, рабочие инструкции, документацию проектов и личные заметки.
Создайте страницы внутри базы. В Вики их можно адаптировать под любые форматы:
Постройте архитектуру. Продумайте, как удобнее всего сгруппировать информацию, чтобы сотрудники могли быстро находить нужные материалы. Вики позволяет строить иерархическую структуру в виде дерева: от общей информации к более детальной.
Настройте доступ к страницам. В Вики менять его может автор страницы или администратор организации. Сделать информацию открытой можно для всех сотрудников, только для авторов или некоторых членов команды. Пользователи, у которых нет доступа к странице, не смогут её просматривать и редактировать. Это поможет защитить базу знаний от утечки информации.
Не стоит поручать эту задачу одному человеку: разделите зоны ответственности между теми сотрудниками, кто лучше всего разбирается в конкретных темах. Например, сисадмины могут составить пошаговые инструкции по настройке и использованию продукта. Бухгалтеры — предоставить информацию о зарплатах, налогах, компенсациях и других финансовых вопросах.
Попросите коллег оценить удобство и полноту базы. Предложите выполнить реальные задачи, с которыми они сталкиваются ежедневно, например подготовить коммерческое предложение с помощью шаблона или использовать скрипт для работы с новым продуктом. Этот этап поможет выявить слабые места, устранить ошибки и улучшить структуру до того, как база знаний станет основным рабочим инструментом.
Важно не только создать базу знаний, но и сделать так, чтобы сотрудники начали активно ею пользоваться. Для этого:
Т-Банк. Изначально компания хранила и систематизировала материалы на облачном диске. Когда их стало слишком много, банк перенёс базу знаний на отдельный сервис. Сотрудники регулярно обновляют и пополняют её. Сначала планируют публикации на три месяца и ставят задачи автору на создание контента. Когда он готов, подключается тестировщик, а после — куратор. Он принимает работу и публикует её на платформе.
Selectel. Компания облачных сервисов создала базу знаний для более чем 800 сотрудников, сделав упор на структурирование страниц. В Selectel используют теги, которые помогают быстро находить нужные материалы, определять их назначение и понимать, для каких задач или продуктов они предназначены. Например, к инструкции для отдела техподдержки добавляют тег support. Если в ней содержится информация об управлении подсетями — тег network.