Подкасты: особенности формата и польза для бизнеса
Пошагово рассказываем, как записать первый подкаст и сколько это стоит.
Пошагово рассказываем, как записать первый подкаст и сколько это стоит.
Подкасты запускают как крупные бренды, так и отдельные эксперты, чтобы привлечь новую аудиторию и клиентов. Разбираемся, почему этот формат стал так популярен, нужен ли подкаст вашему бизнесу и как запустить его с нуля.
Подкаст (podcast) — это запись разговора нескольких людей или монолога ведущего на какую-либо тему. Этот формат похож на передачу по радио, когда на программу приглашают эксперта.
Подкасты делят на эпизоды и сезоны, как сериалы. Новые выпуски выходят еженедельно или реже — строгих правил нет, периодичность выбирает автор.
Выделяют разные жанры подкастов: например, разговорный напоминает ток-шоу с приглашёнными гостями, а документальный — передачу про исторические события или известных личностей. Существуют также видеоподкасты — это ролики с записью интервью или беседы. Обычно они выходят вместе с привычным аудио.
Подкасты становятся всё популярнее, и количество слушателей в России каждый год увеличивается на 10%. Вот почему аудитория полюбила этот формат:
Аудитория подкастов растёт, поэтому для бизнеса это эффективный способ продвигать себя. Многие бренды давно освоили этот формат, например ВкусВилл, Тинькофф, МТС, Кинопоиск.
Вот чем полезны подкасты для бизнеса:
Запустить подкаст можно практически без вложений и команды — достаточно микрофона или даже встроенного диктофона на смартфоне. Но если хочется сделать сразу более качественный контент, вот какие расходы стоит учитывать:
Аренда студии (с оборудованием) | 3 000 руб./час |
---|---|
Монтаж | 4 000 руб. / час записи |
Дизайн обложки | 3 000 руб. |
Микрофон | от 6 000 руб. |
Звуковая карта | от 7 000 руб. |
Необязательно сразу покупать профессиональную технику и нанимать дорогих экспертов. Первые выпуски нужны, чтобы протестировать идею и проверить интерес аудитории. Уже в процессе можно дорабатывать подкаст: совершенствовать звук, делать более сложный монтаж и расширять команду.
Чтобы создать подкаст, надо продумать стратегию, а потом приступать к реализации. Вот из каких этапов состоит весь процесс:
1. Концепция и контент-план. Подумайте, для чего вашему бизнесу нужны подкасты. Поставьте цель и пропишите конкретные метрики. Можно использовать метод SMART, чтобы цель соответствовала глобальной стратегии компании и реальным ресурсам. Подробнее о методе рассказали в статье.
Продумайте формат и составьте контент-план с разными темами для нескольких выпусков. Например, если делаете подкаст про психологию, чтобы продвигать сервис с онлайн-консультациями, можно пригласить экспертов, которые ведут приём на сайте, или попросить клиентов поделиться реальными историями.
2. Производство. Это подготовка к конкретному выпуску и запись подкаста. Определитесь с локацией и оборудованием. Пропишите сценарий, чтобы ведущие не отходили от темы и смогли уложиться в отведённое время. Если приглашаете экспертов, заранее узнайте, как их представить слушателям, согласуйте вопросы и темы для обсуждения. Запишите материал.
3. Обработка материала. Отдайте монтажёру записи и обсудите пожелания: нужно ли убирать паузы и запинки или оставлять более спонтанную речь, понадобится ли вступительная музыка и другие аспекты.
4. Публикация на площадках. Добавьте на страницу подкаста название, обложку, короткое описание, ссылки на социальные сети или сайт.
Подкасты слушают на разных площадках и в соцсетях, например:
Нет необходимости вручную загружать каждый эпизод на все площадки. Достаточно выбрать хостинг, на котором будет храниться весь контент, и автоматически дублироваться на выбранные вами платформы. Вот примеры площадок, на которые можно загружать неограниченное количество подкастов бесплатно:
Помимо отзывов и комментариев, которые видят все пользователи, можно изучать аналитику в личном кабинете хостинга. У каждого сервиса свои метрики, обычно это количество подписчиков и прослушиваний, процент дослушиваемости.
Один пользователь может слушать выпуск несколько раз: чтобы получить статистику без таких повторов, обратите внимание на метрику «Количество уникальных слушателей». Чтобы проанализировать целевую аудиторию, обратитесь к демографическим показателям: пол, возраст, регион.
Если вы проводите опросы на сайте или в социальных сетях компании, добавьте туда вопросы про подкасты, чтобы получить обратную связь и оценить эффективность.