Зачем бизнесу выпускать мерч

Расскажем, почему мерч — это мощный маркетинговый инструмент.

18.06.2024
Зачем бизнесу выпускать мерч

Кажется, что мерч — это просто белая кружка или футболка с логотипом. На самом деле мерч помогает компаниям сформировать положительный образ, а также повысить лояльность и доверие к бренду. В статье разберём, какие ещё бизнес-задачи можно решить с помощью брендированных вещей и как сделать мерч небанальным.

Что такое мерч и для чего он компании

Мерч — нативная реклама компании или её проекта на бытовых предметах, которые оформляют в цвета бренда, наносят фирменную графику и логотип. Мерчем могут стать любые вещи для повседневного использования: канцелярия, одежда, посуда. Согласно исследованиям, клиенты с большей вероятностью станут обращаться в компанию, мерч которой они используют.

С помощью мерча компания остаётся на виду и напоминает о себе в моменты, когда возникает потребность в её продуктах. Например, если клиент ежедневно использует кружку с логотипом, он вспомнит о компании, когда будет выбирать новый продукт или услугу из её сферы.

По статистике, люди носят мерч минимум год, а иногда — два. Всё это время он работает как нативная реклама и остаётся в поле зрения дольше, чем, например, рекламный баннер. Но чтобы мерч оставался на виду, важно, чтобы им пользовались наравне с другими повседневными вещами, — брендированная продукция не должна уступать им по качеству и красоте.

Скриншот 39
Мерч компании Яндекс: на футболке изображение сервера, на котором в 1997 году был запущен сайт Яндекса. Вместо логотипа использовали краткое название — тикер

Какие задачи поможет решить мерч

Если просто нанести логотип на готовое изделие, скорее всего, мерч не будет востребован у аудитории и не создаст нужного эффекта. Но если заложить идею — можно передать ценности компании и сформировать нужный для бизнеса образ.

Вот пример маркетинговых задач, которые поможет решить мерч:

  • Повысить лояльность к бренду. Если разобраться, чем интересуются клиенты и что они ценят, — получится создать мерч, который попадёт в целевую аудиторию.

Например, аудитория компании — семейные люди 35–40 лет, в повседневной жизни они пользуются надёжными и функциональными вещами. По статистике постов в социальных сетях компания узнала, какие шутки и креативы нравятся аудитории. Можно предположить, что такая аудитория оценит качественный и практичный мерч с забавным посылом.

Скриншот 38
Мерч компании Яндекс: дети сотрудников нарисовали, как видят работу родителей. Логотип компании расположен на рукаве и тоже нарисован от руки
  • Создать активность в соцсетях и оставить приятное впечатление. Некоторые компании дарят мерч клиентам, которые пишут отзывы, совершают покупку или побеждают в конкурсах в соцсетях. Это закрепляет положительную ассоциацию с брендом — клиентам приятно получать в подарок что-то полезное.
Скриншот 40
Яндекс Музыка дарила мерч за комментарий с личной историей, связанной с песней, и подписку на сообщество. В тексте поста есть намёк, что мерч согреет в холода
  • Прокачать узнаваемость. Мерч усиливает визуальный образ бренда и помогает создать нужное для бизнеса впечатление. В корпоративной продукции используются фирменные цвета компании, её символика, шрифты и логотип.

К примеру, худи с карманом для ноутбука изначально создавалось для работников Яндекса. Сотрудники перебегали по улице из одного офиса в другой с ноутбуком в руках, пряча его под одеждой от дождя и снега. Но спрос на худи появился и среди пользователей, поэтому компания запустить его как мерч. В дополнение оно стало ассоциироваться с заботой, вниманием к деталям и удобством.

Скриншот 41
Мерч компании Яндекс: худи в классическом чёрном оттенке с подкладом фирменного цвета и невидимым брендингом
  • Укрепить корпоративную культуру. С помощью мерча можно проявить заботу о сотрудниках и показать, что команда связана одной идеей. Ещё на корпоративном мерче удобно тренироваться, так как создать продукцию для коллег легче — они связаны с компанией более тесно и быстрее поделятся своим мнением.

Можно опросить сотрудников в рабочем чате и узнать, какой мерч им пригодится, над чем шутят внутри коллектива, как видят бренд изнутри. Это поможет передать атмосферу компании в будущем, пройти все этапы создания и подготовить стратегию выпуска мерча уже для аудитории бизнеса.

Скриншот 37
Один из первых мерчей компании Яндекс, коллекция «Паттерн». Для её создания 100 сотрудников компании написали от руки слово «Яндекс»
  • Улучшить отношения с партнёрами и клиентами. В переговорке можно поставить бутылки с водой, на которых будет фирменный логотип. После активного обсуждения часто хочется сделать глоток воды — это будет жестом заботы и создаст ассоциацию, что компания внимательна к мелочам.

Например, сервис Яндекс Go кладёт брендированные бутылки воды в салон автомобилей тарифов Ultima, чтобы уделить дополнительное внимание пассажирам. Бутылки выполнены в минималистичном дизайне, а гладкая фактура дополняет ощущение идеальности — это создаёт впечатление, что сервис внимателен к небольшим деталям.

С какого мерча начать

Важно создавать корпоративную продукцию, в качестве и удобстве которой компания будет уверена. Фирменный мерч, сделанный из некачественных материалов, производит плохое впечатление. Если мерч испортится или его выбросят, он не сможет рекламировать бизнес — это невыгодно.

Выпустить партию одежды сложнее, потому что ткань для неё нужно проверить на прочность — посмотреть, как ведёт себя вещь после стирки и носки. Но есть примеры корпоративной продукции, которую не так сложно произвести, — можно начать с них.

Стикеры в социальных сетях. Тот вид мерча, который не требует затрат на производство и подойдёт для старта. На стикерах удобно экспериментировать с дизайном: по-разному сочетать фирменные цвета и символику, использовать маскота.

У Телеграма есть официальный бот @Stickers, который собирает статистику по стикерам: видно, как часто используют набор и какие стикеры отправляют чаще всего.

Скриншот 42
Стикеры для Телеграма от проекта Young&&Yandex. В основе актуальные для разработчиков отсылки, рукописный шрифт и цвета проекта

Канцелярия и сувениры. Самый простой вариант мерча — полиграфия, например наклейки или открытки. Полиграфические материалы легко подобрать и протестировать. Людям нравится персонализировать гаджеты — виниловыми наклейками можно украсить ноутбук или рабочее место.

Помимо наклеек, практичными сувенирами будут брендированные подставки под телефон, чехлы для ноутбука и картхолдеры. Но создать их сложнее. Нужно найти подходящие материалы и протестировать вещь, чтобы понять, надёжная ли сборка, как держится цвет и логотип на материале, не трескается ли он.

Скриншот 43
Мерч компании Яндекс: изображения для стикерпака сгенерировал Шедеврум — приложение, работающее на основе нейросети YandexGPT
Перед запуском анонсируйте мерч в соцсетях: расскажите, что стоит за созданием продукции, какой смысл в неё вложен. Людям приятно пользоваться вещами, у которых есть история, — так можно почувствовать себя её частью.

Следующий уровень сложности — разработка эксклюзивной промопродукции. Например, выпуск коллекции одежды в коллаборации с небольшим брендом или локальным дизайнером.

Поделиться

Яндекс 360

Рекомендуемые материалы